«Раннее обучение» — новое направление педагогики и психологии. Цель раннего обучения — создание оптимальных условий для эмоционального, умственного и социального развития ребенка, что возможно только в случае существования эмоциональной привязанности и тесного контакта между ребенком и его родителями, прежде всего матерью. Такая ранняя близость является одним из необходимых условий последующего развития и способствует становлению яркой личности.
- Для стимулирования развития зрения ребенка необходимо предоставлять ему возможность рассматривать предметы и следить за движущимися объектами. Это могут быть: свеча или электрический фонарик,2-3 яркие, интересные для ребенка игрушки размером 10-15 см, изображение лица с диаметром близким к натуральному, изображение с контрастными черно-белыми полосками шириной около 1 см .
- Чтобы использовать для «обучения» врожденную склонность ребенка к наблюдению за окружающими объектами, легче всего соорудить простейшие приспособления — «мобилы». Укрепив их над кроваткой малыша, вы сможете подвешивать к ним различные предметы и игрушки для рассматривания.
На первых этапах подвешиваемые игрушки и предметы должны находиться вне досягаемости ребенка.
Стимулируя развитие зрения ребенка, придерживайтесь следующих правил и рекомендаций:
1.
Зрение малыша еще не совершенно. Поэтому оптимальное расстояние,
на котором игрушка должна находиться от его лица, — 20—30 см.
2. Слишком большое количество игрушек лишь отвлечет внимание ребенка. Достаточно, чтобы на его «младенческом тренажере» висело 2—3 предмета.
3. Периодически (через 3—4 дня) меняйте игрушки.
4. Попробуйте понаблюдать, что вызывает интерес ребенка, что ему нравится рассматривать. Может быть, это ваши бусы? Тогда их тоже можно повесить на мобиль. Обязательно поощряйте и подкрепляйте внимание малыша к определенным вещам.
5. Чтобы дать возможность малышу наблюдать затем, что происходит вок-
руг, почаще берите его на руки. Кроме того, не забывайте менять
положение
ребенка в кроватке.
6.
Способность к рассматриванию зависит и от двигательных возможностей
ребенка. Чтобы укрепить шейные мышцы малыша, почаще выкладывайте
его на живот. После того как он научится поворачивать голову, он
сможет
больше увидеть.
7.
Малышу всегда интересно наблюдать за движущимися предметами.
Попробуйте привязать ленточку к ручке или ножке ребенка и
соединить ее с
мобилем, который будет приходить в движение от движений ребенка. Малыш
с удовольствием станет наблюдать и за
парениями шарика, привязанного к
его руке.
8. Высыпите 2-4 крупинки- шарики, сделанные из темного хлебного мякиша, размеры их от 2-3 мм до 0.5 мм. одного размера на светлую поверхность стола или на лист белой бумаги (для создания контрастного фона), Начинаем игру с крупинок размером 2-3 мм, затем показываем более мелкие -1.5 мм и 1 мм, в конце - 0.5 мм. Малыш смотрит на них, хлопает по ним, пытается взять крупинку ладошкой или двумя пальчиками.
Если ребенок не смотрит на крупинки, то можно попробовать привлечь его внимание к ним (двигая, поднимая, бросая крупинки).
В норме четырехмесячный ребенок должен замечать крупинки размером 1 мм, а более старшие дети - 0.5 мм
Наибольший интерес у него вызывает человеческое лицо, он внимательно смотрит в глаза маме. Она может играть с ребенком, приближая его лицо к своему и «строя» ему разные рожицы — улыбаться, хмурить брови, открывать рот. Через некоторое время вы обнаружите, что малыш повторяет их за вами. Но ведь мама не всегда имеет возможность находиться рядом с малышом. Надежно и безопасно укрепив зеркальце над кроватью ребенка, вы предоставите ему возможность попрактиковаться строить рожицы самому себе. Безусловно, малыш получит огромное удовольствие.
Кроме того, вы можете сделать следующее. Повесьте нарисованное изображение человеческого лица в том месте, где малыш сможет его увидеть. Таких изображений нужно иметь несколько и менять их время от времени.
В течение первых недель жизни острота зрения у малыша еще очень низкая. Она развивается постепенно и приближается к остроте зрения взрослого лишь к 6 месяцам. В первые недели он не способен различать цвета и видит лишь яркие, контрастные объекты (губы и глаза на лице мамы, резко контрастные черно-белые изображения, имеющие простые геометрические формы).
В качестве таких объектов вы можете использовать объемные изображения геометрических фигур (кубики, призмы, цилиндры, тетраэдры) с наклеенными на них рисунками так называемых «решеток» — чередования черных и белых полос, разных по ширине.В качестве стимула, развивающего зрение ребенка, можно использовать и его бутылочку, если над ней немного «поработать». Для этого поверхность бутылочки обклейте бумажным чехлом или свяжите его из пряжи черного и белого цвета.
Материал подготовлен логопедом Колодей Н.В.