КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                  Слепому ребенку нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие игрушки. Они должны издавать приятный, не резкий звук,  чтобы ребенок не пугался.

                 Малышам первого – второго года жизни лучше давать небольшие  игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом не на зрительное, а на тактильное , осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию, как слепого,  так и зрячего ребенка.

                   Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность.

                    Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из ткани, дерева, резины, пластмассы.

                   Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно – образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки.

                   Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим  требованиям: краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной, они должны легко мыться.

                   Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики. К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают окружающий мир и учатся действовать в нем.

                   В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

                   Все игрушки должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и в то же время сочетающиеся друг с другом цвета. Некоторые игрушки, такие, как строительный материал, не следует окрашивать. Детали,

 

2.

 

предназначенные для украшения построек, напротив, должны быть яркими, красочными.          Следует подчеркнуть, что все игрушки должны  быть аккуратно выполнены.

                            Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка, его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики и стаканчики.    Пирамидка должна состоять из 3-5 колец одного цвета. Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по форме и цвету элементы. Прежде всего, ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек.

                   Для игры слепого малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Совочек не должен  быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу.

                   Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35 – 50 см в окружности).

                   Можно использовать игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых, дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли.

                   Можно использовать заводные игрушки, но с осторожностью, т.к. такие игрушки могут испугать. Заводная машинка не годится. В тоже время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку.

                   Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр  и занятий  можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон,  

А также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д.

                   Детей 3 года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы.

 

Материал подготовила тифлопедагог  Исакова Ю.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz