Опыт работы с семьей, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом

Начало истории было обычным: в службу обратилась семья с ребенком в возрасте 2-х лет. Родители жаловались на поведение ребенка - непослушен, запреты и ограничения вызывают у него истерики: он падает на пол, бьется головой о стенку, бьет родителей. Речь у ребенка практически не развивается, хотя, по мнению мамы, к концу 1-го года жизни у него были в активном словаре слова «мама», «ба», «па» и некоторые другие. Во время проведения процедуры обследования (МДО) ребенок был хаотичным, не интересовался игрушками, у него наблюдались стереотипии (он ходил взад-вперед по одному и тому же месту), не реагировал на обращенную к нему речь, не смотрел в лицо, глаза говорящего, затем стал бить себя. По результатам наблюдений семье была рекомендована консультация психиатра. Через некоторое время, несмотря на ранний возраст, ребенку был поставлен диагноз РДА - ранний детский аутизм.

Началась систематическая работа с семьей в рамках Службы. Семью вели два специалиста: дефектолог и психолог. Была составлена индивидуальная программа сопровождения семьи, она состояла из 2-х блоков:

         поддержка родителей,  обучение  их  взаимодействию  с ребенком,  предоставление
информации об особенностях развития ребенка с диагнозом РДА

         развитие ребенка: формирование у него доверия к близким людям, специалистам
Службы;

формирование адекватных действий с игрушками; уменьшение негативизма в поведении; активизация положительных эмоций и т.д.

Путь поддержки и помощи этой семье был не простым. Известно, что появление необычного ребенка в семье переживается родителями как горе, их состояние проходит в своем развитии несколько этапов: отрицание (нет, не может быть), затем вновь и вновь возникают мысли «Почему это случилось со мной?», на этом этапе родители часто испытывают чувство вины или ищут виноватых во вне, затем начинается принятие факта рождения особенного ребенка и максимально активизируются ресурсы семьи на оказание помощи ребенку.

В нашем случае семья оказалась на переходном этапе от 2-го к 3-ему. Особенно активной была мама ребенка. Она буквально «проглатывала» информацию, возвращалась к ней вновь и вновь, уточняла непонятное; пробовала следовать рекомендациям по общению и обучению ребенка. Хотя, конечно, периодически родители испытывали отчаяние: когда что-то не получалось, когда терялась положительная динамика (т.е. наблюдался регресс), когда поведение ребенка становилось неадекватным. Благодаря доверию семьи к возникшему сотрудничеству со специалистами Службы сомнения, переживаемые минуты отчаяния, тревога обсуждались на встречах, и это помогало вернуться на позитив и активность позиций.

Взаимодействие с ребенком требовало чрезвычайного внимания, терпения, поскольку вначале надо было понять, что пугает ребенка, что вызывает положительные эмоциональные отклики; важно было отдифференцировать эти сигналы. После того как этап установления доверия со специалистами был пройден, стало возможным формировать адекватные действия с игрушками. Для этого использовалась игра взрослых; игрушки, воспроизводящие повторяющиеся действия (так удалось позитивно использовать стереотипии ребенка); фонарик (благодаря светящемуся пятну ребенок мог отслеживать взглядом игрушки, а зачем и соотносить их с картинкой). Затем постепенно стала использоваться музыка, музыкальные игрушки, ритмические движения, рисование, игры с пластилином и т.д. Использовались успешно имитация и отражение. В возрасте шести месяцев неаутичные дети уже имеют представление о том, что их действия могут быть имитированы другими людьми. Когда ребенок впервые начинает играть, это проявляется в обмене эмоциями и жестами с близкими взрослыми. Это называется отражением.

Некоторые дети с аутизмом имеют трудности реализации связи между их собственным поведением и поведением других людей. Поэтому у них возникают специфические проблемы, связанные с имитацией (подражанием) и отражением. В связи с этим, важно сосредоточиться на этой сфере.

Примером имитационной игры может служить игра с куклами. В этом случае взрослый производит какие-либо действия с куклой, а ребенок имитирует их и наоборот.

Развивая игровую деятельность аутичного ребенка, можно преодолеть проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия.

Необходимо помнить: когда ребенок играет, нужно остерегаться давления или требований, которые сдерживают его - игра должна быть игрой, а не обучением. Успешно в нашем случае использовались игры на очередность  действий с предметами, элементы холдинг-терапии.

Взаимодействие с семьей, учет потребностей семьи и ребенка, подбор методов и приемов в соответствии с возможностями ребенка и родителей, постепенность, последовательность взрослых дали положительные результаты: изменилось поведение ребенка, исчезла агрессия по отношению к другим и себе, адекватной стала реакция на запрет; появилась игра; ребенок стал проявлять положительные эмоции; действия стали сопровождаться вокализациями; стали появляться навыки самообслуживания. В итоге ребенок по достижению возраста 3-х лет стал посещать группу интеграции детского сада.

Материал подготовлен

педагогом-психологом

Мельник Г.Д.

Июнь 2005

 

 

Hosted by uCoz