Детский аутизм

 

Синдром раннего аутизма проявляется с рождения или с первых лет жизни. Выражается он в основном в отсутствии или исчезновении у детей контактов со средой, отсутствии заметного интереса к окружающему, адекватных эмоциональных реакций, а нередко и вообще каких-либо реакций на раздражители, отсутствии целенаправленной активности и деятельности. Дети бесцельно скользят «невидящим» взглядом по окружающим лицам и предметам или столь же бесцельно и стереотипно подолгу производят однообразные движение и действия с какими-либо предметами: ремнем, веревкой, водопроводным краном. В грудном возрасте дети не делают встречного» облегчающего» движения, когда их берут на руки, а с 1,5-2 лет и позже он выражается в невыносимости перемене обстановки, в затруднительном овладении гигиеническими навыками  и своеобразных нарушениях речи при сравнительно неплохом интеллекте, хорошем словарном запасе. Дети говорят о себе в третьем лице, почти никогда не обращаются с прямыми вопросами, не дают прямых ответов. Об их желаниях и потребностях окружающие узнают по мимике и жестам, по отдельным никому не адресованным восклицаниям («кушать»,  «гулять», «он хочет спать» и т.д.). Иногда ослаблены не только ориентировочные, но и пищевые рефлексы и зрительные реакции, в этом случае ребенок сам не приходит есть, положенную на подоконник конфету не пытается достать, хотя и знает, как это сделать и т.д., а также самозащиты и др. Отсутствие этих реакций делает поведение детей аморфными, хаотичными, дезорганизованными, а их самих – практически беззащитными, и беспомощными. Кора головного мозга у этих детей неплохо, но пассивно регистририрует и запечатлевает все, что случайно попадает в их поле зрения, но утрачивает способность активного, избирательного отношения к явлениям окружающей среды. Отсюда грубые нарушения внимания, «невидящий» взгляд, бесцельные движения, длительная неспособность овладения гигиеническими навыками самообслуживания и главное – длительная задержка формирования самосознания, комплекса «Я». Важно подчеркнуть, что  при настойчивой стимуляции удается заставить этих детей собраться, «мобилизоваться» и дать более или менее правильные ответы на вопросы или проявить более или менее адекватные эмоциональные реакции. В связи с особенностями протекания тормозного процесса   сильные раздражители реальной обстановки малодейственны и весьма активны следы прошлых впечатлений  и восприятий, имитирующие «отгороженность», «аутизм». По мнению некоторых ученых, «детский аутизм» представляет собой своеобразную разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения, шизоформный характер поведения, обусловленный преимущественным недоразвитием активизирующих, «энергозаряжающих» систем ствола мозга. У большинства этих детей выявляется конкретное, «регистрирующее» мышление, длительная неспособность овладеть навыками чтения, письма и счета, временными и пространственными представлениями, операциями, состоящими из ряда последовательных актов (перечисление дней и месяцев в прямом и обратном порядке и др.), длительная дезориентация в частях тела. Все эти нарушения часто маскируются хорошей памятью, способностью «попугайно» воспроизводить сложные отрывки из речи окружающих, хорошей речью, часто отличным музыкальным слухом, склонностью к фантазированию. Своеобразие психики детей  с ранним аутизмом соответствует их биологической реактивности, особенностям функционального состояния гипофизарно-надпочечникового аппарата и некоторых вегетативных реакций.

 

 

Hosted by uCoz