«Раннее обучение» — новое направление педагогики и психоло­гии. Цель раннего обучения — создание оптимальных условий для эмоцио­нального, умственного и социального развития ребенка, что возможно толь­ко в случае существования эмоциональной привязанности и тесного контакта между ребенком и его родителями, прежде всего матерью. Такая ранняя бли­зость является одним из необходимых условий последующего развития и способствует становлению яркой личности.

  - Для стимулирования развития зрения ребенка необходимо предоставлять ему возможность рассматривать предметы и следить за движущимися объ­ектами. Это могут быть: свеча или электрический фонарик,2-3 яркие, интересные для ребенка игрушки размером 10-15 см, изображение лица с диаметром близким к натуральному, изображение с контрастными черно-белыми полосками шириной около 1 см .

-  Чтобы использовать для «обучения» врожденную склонность ребенка к наблюдению за окружающими объектами, легче всего соорудить  простейшие приспособления — «мобилы». Укрепив их над кроваткой малы­ша, вы сможете подвешивать к ним различные предметы и игрушки для рас­сматривания.

На первых этапах подвешиваемые игрушки и предметы должны находить­ся вне      досягаемости ребенка.

Стимулируя развитие зрения ребенка, придерживайтесь следующих пра­вил и рекомендаций:

1.  Зрение малыша еще не совершенно. Поэтому оптимальное расстояние,
на котором игрушка должна находиться от его лица, — 20—30 см.

2.         Слишком большое количество игрушек лишь отвлечет внимание ребен­ка. Достаточно, чтобы на его «младенческом тренажере» висело 2—3 пред­мета.

3.         Периодически (через 3—4 дня) меняйте игрушки.

4.         Попробуйте понаблюдать, что вызывает интерес ребенка, что ему нравит­ся рассматривать. Может быть, это ваши бусы? Тогда их тоже можно по­весить на мобиль. Обязательно поощряйте и подкрепляйте внимание малы­ша к определенным вещам.

5.         Чтобы дать возможность малышу наблюдать затем, что происходит вок-

руг, почаще берите его на руки. Кроме того, не забывайте менять положение
ребенка в кроватке.

6.         Способность к рассматриванию зависит и от двигательных возможностей ребенка. Чтобы укрепить шейные мышцы малыша, почаще выкладывайте
его на живот. После того как он научится поворачивать голову, он сможет больше увидеть.

7.    Малышу всегда интересно наблюдать за движущимися предметами.
Попробуйте привязать ленточку к ручке или ножке ребенка и соединить ее с
мобилем, который будет приходить в движение от движений ребенка. Малыш
с удовольствием станет наблюдать и за парениями шарика, привязанного к
его руке.

8.    Высыпите 2-4 крупинки- шарики, сделанные из темного хлебного мякиша, размеры их от 2-3 мм до 0.5 мм. одного размера на светлую поверхность стола или на лист белой бумаги (для создания контрастного фона), Начинаем игру с крупинок размером 2-3 мм, затем показываем более мелкие -1.5 мм и 1 мм, в конце - 0.5 мм. Малыш смотрит на них, хлопает по ним, пытается взять крупинку ладошкой или двумя пальчиками.

Если ребенок не смотрит на крупинки, то можно попробовать привлечь его внимание к ним (двигая, поднимая, бросая крупинки).

В норме четырехмесячный ребенок должен замечать крупинки размером 1 мм, а более старшие дети - 0.5 мм

Наибольший интерес у него вызывает чело­веческое лицо, он внимательно смотрит в глаза маме. Она может играть с ребенком, приближая его лицо к своему и «строя» ему разные рожицы — улы­баться, хмурить брови, открывать рот. Через некоторое время вы обнаружи­те, что малыш повторяет их за вами. Но ведь мама не всегда имеет возмож­ность находиться рядом с малышом. Надежно и безопасно укрепив зеркальце над кроватью ребенка, вы предоставите ему воз­можность попрактиковать­ся строить рожицы самому себе. Безусловно, малыш получит огромное удоволь­ствие.

Кроме того, вы можете сделать следующее. По­весьте нарисованное изо­бражение человеческого лица в том месте, где ма­лыш сможет его увидеть. Таких изображений нужно иметь несколько и менять их время от времени.

В течение первых недель жизни острота зрения у малыша еще очень низ­кая. Она развивается постепенно и приближается к остроте зрения взрослого лишь к 6 месяцам. В первые недели он не способен различать цвета и видит лишь яркие, контрастные объекты (губы и глаза на лице мамы, резко контрастные черно-белые изображения, имеющие простые геометрические формы).

В качестве таких объектов вы можете использовать объемные изображе­ния геометрических фигур (кубики, призмы, цилиндры, тетраэдры) с накле­енными на них рисунками так называемых «решеток» — чередования черных и белых полос, разных по ширине.В качестве стимула, развивающего зре­ние ребенка, можно использовать и его бу­тылочку, если над ней немного «порабо­тать». Для этого поверхность бутылочки обклейте  бумажным чехлом или свяжите его из пряжи черного и белого цвета.

Материал подготовлен логопедом Колодей Н.В.

 

 

Hosted by uCoz